(495) 236 78 88

liteks2010@bk.ru

 

производитель быстросохнущих эмалей и лаков

Снова про октановое число ацетона и растворителей

Опубликовано: 06.08.2018

Практически после каждого ощутимого повышения цен на автомобильный бензин в Сети с новой силой вспыхивают баталии на тему "а нельзя ли плеснуть в бензин паршивого качества чего-нибудь такого, чтобы превратить его в бензин хороший?" Поскольку, судя по всему, подобные разговоры не закончатся даже тогда, когда Илон Маск пересадит всех на электромобили, пройдёмся по этой теме в очередной раз.

 

Характеристики моторных топлив

 

Все важные эксплуатационные характеристики топлива закреплены в ГОСТ (например, 32513-2013), а для конечного пользователя в первую очередь важны его фракционный состав (температуры выкипания фракций), детонационная стойкость, содержание вредных примесей, нейтральность и стабильность. Типично пользователей более всего волнует детонационная стойкость (оно же "октановое число", ОЧ) топлива, поскольку по этому параметру оно фальсифицируются чаще всего. Для озабоченного "строго научным" подходом читателя порекомендуем доступную в Сети статью "РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ ПО ОКТАНОВЫМ ЧИСЛАМ ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА КОМПАУНДИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ БЕНЗИНОВ" учёных Томского политехнического университета - там приведены достоверные методики расчёта и большая таблица октановых чисел разных веществ (по исследовательскому и моторному методам). Особо обращаем внимание читателя на очень существенную разницу между исследовательским и моторным ОЧ в целом ряде случаев.

 

Самостоятельное повышение ОЧ бензина путём компаундирования с ацетоном

 

Как говорится, "всё придумано до нас": существенное влияние на ОЧ при следовом добавлении в бензин оказывают разве что металлоорганические соединения - тетраэтилсвинец, ферроцен и т.п. Первое упомянутое вещество до запрета относилось к штатным средствам повышения ОЧ бензинов, второе - всё ещё "любимо" изготовителями фальсификата. К чисто органическим присадкам относят монометиланилин (ММА, ОЧ ~280, запрещён к применению в бензинах квалификации "Евро-5" согласно Техническому Регламенту №013/2011 стран Таможенного Союза). В случаях же компаундирования бензина с техническими растворителями или ацетоном из-за фактической соразмерности их ОЧ и ОЧ исходного бензина их приходится добавлять реально много (см. расчётные формулы в статье выше). Часто же практикуемое добавление ацетона на ОЧ влияет достаточно мало, а наблюдаемые эффекты объясняются значительным ростом испаряемости и давления паров смеси (из этих же соображений ацетон давно и успешно используется для осушения топливного тракта авто при попадании в него воды).

 

Краткое резюме

 

Самостоятельное компаундирование моторных топлив "в домашних условиях" и "на глазок" ацетоном или другими растворителями, как правило, происходит от безысходности и тотального засилья бензина-фальсификата. Получить воспроизводимые результаты при практически полном отсутствии лабораторного оборудования здесь малореально, а риск "угробить" собственное авто - весьма велик. Занимающиеся же на свой страх и риск подобным "автомобильным спортом" автолюбители должны как минимум чётко понимать основные принципы компаундирования топлив и методики расчёта ОЧ сложных смесей, а также величины принципиально даваемых ими погрешностей.

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки