Когда доходы населения резко подают (подобно нынешним временам или пресловутым "девяностым"), налоговая нагрузка непомерно велика (налоги/акцизы в продажной цене топлива перевалили 50%), часть автолюбителей задаётся вопросом "каким простым способом низкооктановый бензин превратить в высокооктановый?" "Улучшать" бензин пробуют доступными растворителями, техническими жидкостями, прочими суррогатами.
Компоненты и присадки
На общее октановое число (ОЧ) топлива влияют присадки (незначительные количества специальных веществ), компоненты (входят в состав десятками процентов). Фактические пропорции зависят от характера используемого вещества: популярные растворители относятся к категории компонентов, добавлять их в "плохой" бензин требуется много. Например, ацетон или изопропиловый спирт при собственном ориентировочном ОЧ (поскольку производители не нормируют состав продажных растворителей по этому параметру) выше ста потребуется доливать в смесь десятками процентов - тем больше, чем ближе исходное ОЧ бензина к ОЧ компонента. Попутно падает теплотворная способность топлива, меняется давление паров, растворяющая способность относительно пластмасс топливного тракта, ускоряется набухание эластичных комплектующих - желающим произвести наглядное сравнение следует раздельно капнуть бензин/ацетон на кусок упаковочного пенопласта (или "ванночку" от лапши быстрого приготовления) и насладиться результатом.
Как "бодяжат" бензин
При массовом отсутствии "халявных" компонент (экономического смысла применять покупные растворители нет, либо эффект вообще отрицателен) используются ароматические амины (анилин/монометиланилин - сильно ядовитые вещества), различные металлоорганические соединения (ферроцен, комплексы марганца, даже "старый-добрый" тетраэтилсвинец). Исключая очевидный случай ТЭС, металлоорганика автомобилю потенциально опасна: образующиеся оксиды/металлы служат накапливающимся абразивом, ускоренно изнашивающим двигатель (аналогичный эффект регулярно игнорируют доморощенные изготовители водотопливных эмульсий, используя водопроводную воду вместо дистиллята). Попутно металлы обычно "убивают" свечи, лямбда-зонд, катализатор нейтрализатора, другие подсистемы.
Резюме
Если машина/двигатель вам дороги - не ставьте подобные вышеописанным эксперименты. Если хочется "порукодельничать", смастерите/отградуируйте из измеряющего электрическое сопротивление/ёмкость дешёвого цифрового тестера самодельный прибор для определения воды в бензине - практической пользы будет значительно больше.
Будем благодарны Вашим комментариям и отзывам.
Другие статьи по теме:
Прочитать ответы на частозадаваемые вопросы Вы можете в нашем блоге
Ацетон разбор полётов: применение ацетона, как по назначению, так и не очень
ацетон или растворитель что лучше?
Комментарии